ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
"Тварь ли я дрожащая или право
имею..."
Ф.М. Достоевский, "Преступление и наказание"
В конце весенне-летней сессии Совет Федерации утвердил закон об альтернативной гражданской службе (АГС), ранее принятый Госдумой в правительственном варианте. Правительственный – значит, "генеральский", отражающий интересы военного ведомства, которому нужны солдаты, и только солдаты, а не санитары в больницах, не спасатели или работники социальных служб, помогающие инвалидам, беспомощным престарелым людям, одиноким ветеранам войн.
Рассматривался и депутатский вариант законопроекта об АГС, подготовленный при участии правозащитников и учитывающий не только международные правовые нормы и опыт других стран (например, Италии, Германии, Франции) в организации альтернативной службы, но и нынешние потребности страны в добрых крепких руках для тех бедствующих от безденежья сфер, где очень нужна помощь людям, – этот проект был просто провален послушным проправительственным большинством Думы… Многие депутаты, чтобы избиратели не смогли узнать, с кем они в этом противостоянии, не голосовали вовсе, хотя в зале заседаний находились; другие же давили кнопку "против", когда шло голосование и за один проект, и за другой, – зная наверняка, что правительственный вариант парламентские представители "партии власти" все равно протащат.
Все это вызвало разочарование широкой общественности, возмущение и протесты правозащитных организаций. Но кто их услышал?
Чтобы читатель, так сказать, мог из первых рук получить информацию о том, за что выступали и против чего боролись думцы, поддерживавшие не-генеральский законопроект, редакция "Terra incognita" публикует в сегодняшнем номере два выступления независимого депутата Юлия Рыбакова – одного из разработчиков этого проекта, представлявшего его на пленарном заседании 14 апреля 2002 года.
В нашей Конституции закреплено право на альтернативную гражданскую службу. Сделано это аналогично тому, как это право закреплено в конституциях и европейских, и других зарубежных демократических стран. Причем там сделано это достаточно давно.
Может возникнуть вопрос: собственно говоря, а почему в конституциях всех демократических стран такое право есть? Это что, абстрактный гуманизм? Я думаю (и коммунисты не дадут соврать) – в буржуазном обществе правит, как раньше говорили, чистоган, или, как теперь говорят, интерес. Значит, выгода? Да, выгода. Опыт формирования открытого гражданского общества доказал: профессиональная армия эффективнее, а гражданская служба выгоднее. Кому? Всем!
Даже в богатых странах, даже там, где есть возможность хорошо, очень хорошо платить за труд чернорабочих, этот труд оказывается невостребованным. Но кто-то ведь должен его выполнять! Иначе ропот, хаос, отсутствие гражданской стабильности. Западный мир за триста лет на своей шкуре понял: опережающее регулирование лучше силовых мер. И у них, у буржуев, в отличие от нас, хватило сообразительности поставить на службу обществу даже индивидуализм. Но там, в отличие от нас, генералы не занимаются политикой, да их никто и не спрашивает, как обустраивать гражданскую жизнь. А наши генералы не мытьем, так катаньем заматывают создание АГС уже десять лет и хотели бы делать это дальше. И делали бы, если бы не группа депутатов со своим проектом, который я сегодня вам докладываю, – проектом взвешенным, разумным и полезным для общества...
Именно поэтому нашим генералам сначала самостоятельно, а потом через правительство пришлось срочно сочинять свой проект. А, собственно говоря, единственный смысл их проекта в том, чтобы отбить у ребят всякую охоту гражданского служения. Наш генералитет, наше правительство не волнует то, что социологические, метеорологические, пожарные, эмчеэсовские, лесные и медицинские службы задыхаются без простых сильных рабочих рук. У наших генералов свой профессиональный интерес, поэтому они хотят диктовать нам, гражданскому обществу, свои условия.
Чего хотим мы, авторы депутатского проекта? Полноценной, работоспособной, социальной защиты нашего народа и нашего национального достояния. У нас есть пашни, которые требуют мелиорации, есть леса, нуждающиеся в защите, у нас тысячи пустующих рабочих мест в пожарных частях, в системе МЧС, социальных и медицинских службах – там, где нужны руки, чтобы помочь ветеранам, инвалидам, больным и умирающим, людям, попавшим в беду. Но государству нечем платить за этот тяжкий и рискованный труд. Поэтому одинокий инвалид остается без куска хлеба, – ведь некому его принести... Поэтому у врача "скорой помощи" нет санитаров, чтобы помочь погрузить острого больного в машину, и больной умирает, спускаясь с пятого этажа своим ходом… Поэтому наши леса сгорают в пожарах, которые некому тушить, а летчики и моряки не имеют сводок погоды от метеорологической службы, которой не хватает рабочих, – 280 северных мест не заполнено.
Наш проект направлен на решение этой проблемы. "Солдатом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", – говорим мы молодому поколению. Не хочешь стрелять – не надо, за тебя это лучше сделают настоящие солдаты, ты же иди и помогай обществу на гражданском фронте.
Естественно, при таком подходе мы не видим смысла ставить искусственные преграды в гражданском служении обществу. Поэтому в нашем варианте, в отличие от правительственного, заявителю не надо доказывать свои убеждения. Зачем? Ведь речь идет не об отлынивании от общественного долга, а, наоборот, о его выполнении. Поэтому в нашем варианте человек, изъявляющий желание пойти на АГС, не доказывает, а только разъясняет свои мотивы, что не мешает комиссии, усомнившись, провести проверку и при наличии откровенной лжи отказать человеку.
Работа в системе АГС тяжелая не только физически, но и морально, а подчас и просто опасная. Она так же почетна, как и военная. Поэтому в нашем варианте по срокам она равна военной срочной службе, если проходит вдали от дома, а если кому-то повезет и для него найдется рабочее место рядом с его домом, тогда он прослужит полуторный срок – три года. Двукратное увеличение срока службы вдали от родных, которое предлагает господин Починок и стоящий за ним генералитет, мы считаем неразумным. На такую работу никто не пойдет. Ребята будут "косить", родители будут давать взятки, кто-то сядет в тюрьму, потому что два года общего режима – это лучше, чем четыре года каторги, которую предлагают там. В конце концов, начнут уезжать за границу и брать чужое гражданство. Нам что, не нужна наша молодежь?
Военные предлагают уравнять срочную военную службу и АГС по тяготам и лишениям. Таким образом, они сами признают организованную ими срочную службу неким наказанием. Мы не согласны с этим, мы считаем, что смысл военной и альтернативной служб не в тяготах и лишениях, а в общественной пользе, и уравнивать их надо именно по этому признаку. Лукавством было бы говорить о сроках службы, которые предлагает правительство. 48-месячной альтернативной гражданской службы нет ни в одной стране мира.
И наконец, третье принципиальное отличие нашего депутатского проекта от генеральского. Оно состоит в том, что мы считаем недопустимым превращение социальных работников в предмет издевательства в казарме или в офицерских денщиков, а именно это ждет их при принятии правительственного варианта, где сохранена возможность прохождения АГС в военных организациях – по решению призывных комиссий. Значит, основная часть окажется все-таки в армии, а вовсе не останется дома, как об этом только что нам было сказано. (Выкрики из зала: "Ничего подобного!")
Даже в однородной солдатской среде государство не может справиться с дедовщиной. Что же будет с теми, кто не возьмет в руки оружие, но окажется в одной казарме с присягнувшими? Если это случится, нас ждет небывалый всплеск насилия в армии. Поэтому, в отличие от правительственного, в нашем проекте прямо указано на невозможность прохождения АГС в армейских структурах. Единственное исключение в нашем варианте – это при желании добровольно работать в армейских подразделениях, например в армейских госпиталях.
Таким образом, в отличие от каторжного генеральского проекта, полностью игнорирующего интересы гражданского общества, наш проект направлен на решение острых социальных проблем, мобилизацию для этого всех сил молодого поколения. К тому же, в отличие от правительственного варианта, он не носит затратного характера, агээсники не будут кормиться за счет общества, а сами полезным трудом заработают себе на хлеб. Главное же, они сделают наше общество надежнее, добрее и стабильнее.
Итак, основные параметры нашего проекта: заявительный характер, три года, вне армии. Наиболее принципиальными позициями мы считаем отсутствие необходимости доказывать свои убеждения и прохождение альтернативной службы исключительно в гражданской сфере. При поддержке нашего проекта мы готовы к поправкам в части сроков прохождения АГС. Возможность доведения правительственного варианта до нормы через поправки, как нам только что обещали, невероятна. Для этого нужно было бы перенести в него все наши принципиальные установки. Но тогда проще взять за основу депутатский вариант. А как происходит второе чтение на деле, а не на словах, мы уже знаем, пообщавшись с тем же самым господином Починком не один раз. Надо вспомнить, как именно он, докладывая проект Трудового кодекса, обещал нам, что во втором чтении мы примем все необходимые поправки. Ну и что? Что с Трудовым кодексом? Хана нашим профсоюзам. Точно так же такая же судьба ждет и наши социальные службы, если через гражданское служение мы не обеспечим их трудовыми ресурсами. Мы убеждены, что в нашем варианте такая служба не останется на бумаге, а действительно заработает и принесет пользу. Вам, коллеги, выбирать, что вам дороже, чьи интересы вы возьмете за основу: министров, армейской верхушки, стражей режима с их желанием, протолкнув формальное решение об АГС, похоронить эту службу и ничего не менять или за основу будут взяты интересы и социальные нужды ста миллионов ваших гражданских избирателей, нашедшие свое отражение в законопроекте группы депутатов из разных фракций!
Уважаемые коллеги, дискуссия показала, что противники альтернативной гражданской службы, судя по всему, живут не в России, а в другой стране и не знают, что происходит в нашем Отечестве. Не хочет сегодня никто из родителей ребят-призывников отправлять своих детей в армию, – не хочет, нравится это вам или не нравится! И делать с этим что-то нужно, но не то, что предлагают сторонники силы. Силой загонять людей, которые не хотят или не могут там служить, не могут защищать Отечество с помощью оружия, – бесполезно, бессмысленно и вредно.
По срокам. Здесь лукаво рассуждали о том, что солдат якобы служит двадцать четыре часа в сутки. Тот, кто хоть раз держал воинский устав в руках, прекрасно знает, что воинский устав обеспечивает солдату восемь часов сна, время на отдых, время на питание, время на библиотеку и так далее. Никаких двадцати четырех часов нет! И если посчитать то время, которое действительно остается ему для исполнения воинских обязанностей, то полуторный срок альтернативной службы по отношению к этому сроку вполне разумен и логичен. Конечно, существенную роль в определении позиции нашего заседания по этим законопроектам сыграло заключение Комитета по законодательству. Очень любопытное заключение, в котором сказано, что правительственный проект, конечно, плох и этим, и этим, и еще этим... но Комитет его все-таки будет поддерживать. А законопроект, подготовленный группой депутатов из разных фракций, хороший… но Комитет его поддерживать не будет.
Еще надо сказать, что зря тут упрекали "Союз правых сил" в том, что это именно он проталкивает этот законопроект. Увы, к сожалению, "Союз правых сил" к этому имеет весьма малое отношение, ибо именно голосами депутатов "Союза правых сил" на заседании Комитета по законодательству и было провалено ранее принятое решение о поддержке депутатского законопроекта. Голосами депутатов Баранникова, Крашенинникова и вместе с ними – Немцова, отсутствовавшего в этот момент, но передавшего им свой голос. Так что не считайте их в данном случае авторами демократического варианта.
В правительственном варианте есть развилка – можно служить в армии, можно служить не в армии. Подумайте, к чему это приведет? Это приведет к коррупции. Родители богатые обеспечат своим детям прохождение альтернативной службы на гражданских должностях. Те, кто победнее, пойдут в армию чистить сапоги солдатам. Вы этого хотите? Правительственный вариант не будет работать. Если вы хотите поставить галочку, что да, закон принят, а альтернативной службы при этом не будет – ну что же, голосуйте тогда за него. Если хотите, чтобы действительно социальные службы нашей страны пополнились рабочими руками, – голосуйте за депутатский вариант. За вами выбор. Перед вами ваши избиратели, те самые 40 с лишним миллионов, которые будут оценивать вашу позицию. А они будут ее оценивать, потому что, естественно, результаты голосования каждого станут им известны. Решайте!
(Публикуется по стенограмме пленарного заседания Государственной Думы 17.04.2002 г.)
(полностью стенограмму заседания и подробные результаты голосования
по этому и другим вопросам см. на сайте Ю.А.Рыбакова в разделе "Думские дела" -
прим. к интернет-версии альманаха)
За 74 чел. 16,4%
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Против 181 чел. 40,2%
Голосовало 256 чел.
Не голосовало 194 чел.
Результат: не принято
За 251 чел. 55,8%
Воздержалось 3 чел. 0,7%
Против 158 чел. 35,1%
Голосовало 412 чел.
Не голосовало 38 чел.
Результат: принято
Депутаты фракции "Единство" А.И. Александров и В.С. Плескачевский проголосовали против проекта Ю.А. Рыбакова, поддержав правительственный вариант. А.С. Беляков, В.М. Резник и Ю.В. Цыбакин (все – "Единство") по законопроекту Ю.А. Рыбакова не голосовали, "генеральский" вариант ими поддержан.
Все представители фракции КПРФ: Ж.И. Алферов, И.В. Захаров, С.М. Сокол – проголосовали против обоих законопроектов.
По тому и другому проекту от голосования уклонились независимые депутаты О.Г. Дмитриева и К.Ю. Севенард, а также депутат фракции "Регионы России" В.Н.Иванова.
Против обоих вариантов проголосовали депутаты Аграрно-промышленной группы А.М. Афанасьев и Е.Г. Драпеко, а также независимый депутат А.Г. Невзоров.
И поддержали т.н. депутатский вариант законопроекта депутаты-"яблочники" И.Ю. Артемьев, С.А. Попов, А.В. Шишлов, независимые Ю.А. Рыбаков и П.Б. Шелищ, а также Г.А. Томчин и И.М. Хакамада (оба – "Союз правых сил").
Попытка исправить правительственный вариант закона путем внесения поправок перед окончательным принятием закона, на которую рассчитывала фракция СПС, – провалилась. Военная реформа не сдвинулась с места. Служба в армии остается принудительной. Профессиональная армия, которая остро необходима России, остается предметом разговоров. Под давлением силовых ведомств конституционная норма о праве людей на убеждения и замену воинской службы гражданской – превращена в свою противоположность. По сути, АГС стала наказанием, неким подобием штрафных рот, предметом будущих издевательств и нещадной эксплуатации для каждого, кто захочет воспользоваться своим конституционным правом и убедит призывную комиссию в наличии у него своих убеждений или веры... Служить обществу нужно будет 3,5 года, как правило, – не рядом с домом и преимущественно в армии, в подчинении у офицеров. Понятно, что жаждущих такой альтернативы окажется не много, что, собственно говоря, и требовалось генералам, предпочитающим и дальше жить по старинке…
Дело теперь за президентом, если Владимир Путин подпишет Закон, то он вступит в силу с 1.01.2004 года. Но вряд ли будет работать на пользу общества.